Что ждет рынок логистики в 2021 году

2020 год ударил по мировой экономике в целом, и по рынку логистических услуг в частности. Введение различных ограничений кардинально поменяло работу транспортных компаний. Если в самом начале пандемии расценки на услуги немного снизились, то весной начался рост цен, особенно на авиаперевозки.

Что произошло в Европе?

На маршруте из Китая в Европу возник дефицит контейнеров. Это связано с логистической цепочкой доставки грузов. Товары из КНР в контейнерах отправлялись в страны Европы, там их разгружали и наполняли новыми грузами, уже европейского производства, чтобы отправить в Китай. 

Но из-за локдауна Еврозоны, и фактически остановки промышленного производства, контейнеры просто нечем стало загружать и их перестали возвращать в КНР.

А что же Китай?

Объемы контейнеров, оставшиеся в Китае, были весьма скромны. Поставщики выстраивались в очередь на погрузку, что привело к взрывному росту цен, аж в 8 раз. 

Хотя вакцина уже есть и во многих странах начинается массовая иммунизация, до полноценного открытия границ и начала восстановления промышленности в Еврозоне пройдет не один месяц. 

Китай уже показывает темпы роста, сопоставимые с показателями до пандемии, наращивая экспорт. Поэтому дефицит и высокие цены на контейнерные перевозки вскоре начнут восстанавливаться.

Логистика США

В США большинство крупных ретейлеров развивает свои логистические подразделения, чтобы удовлетворить спрос потребителей. Например, Amazon, создавший свою службу доставки в 2019 году для конкуренции с FedEx, полностью отказался от сторонних заказов, сосредоточившись исключительно на собственных поставках, показывающих небывалый рост.

Ситуация в России

На территории РФ объем автомобильных перевозок незначительно снизился – в пределах 5%. И хотя произошел бум онлайн-торговли, о полном восстановлении объемов перевозок говорить еще рано. Большинство аналитиков прогнозирует восстановление до уровня 2019 лишь к концу 2021 года.

Грузооборот морского транспорта в 2020 году вырос на 15%. Причинами роста стали ввод новых судов и бум интернет-торговли. Также, растет объем поставок сжиженного газа, который доставляется именно морским путем.

Стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в Европу возросла примерно на 10%. Во период локдауна наблюдались значительные скачки стоимости на авиаперевозки, в связи с остановкой работы пассажирских авиалиний. Помимо этого, возникли проблемы по китайскому направлению – произошла нехватка ж/д контейнеров.

Российская транспортная компания ПЭК быстро адаптировалась к сложившейся ситуации. В поиске решений по нехватке контейнеров оказал помощь китайский филиал, начавший работу с 2019 года. 

Первый контейнерный состав по доставке сборных грузов из Китая был отправлен в начале 2020 года. А к концу года компания ПЭК открыла новый сборный железнодорожный сервис из КНР в Россию, особенностью работы которого стало объединение грузов в одном из городов Китая.

Учитывая прогнозируемые снятия ограничений, планируется рост промышленного производства и экономики в целом. Соответственно, на фоне роста загруженности транспортных средств, ожидать снижения цен на грузоперевозки в 2021 году не стоит.